ГДОУ Центр развития ребенка - детский сад № 86
Логопедия.АРТИКУЛЯЦИОННАЯГИМНАСТИКА Артикуляционнаягимнастика — упражнения длятренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые дляправильного звукопроизношения. Общеизвестно, что письмо формируется на основеустной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохойуспеваемости в школе. Чтобы малыш научился произносить сложные звуки ([с], [сь], [з], [зь], [ц], [ш], [ж],[щ], [ч], [л], [ль], [р], [рь]), его губы и язык должны быть сильными игибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершатьмногократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможетнаучиться артикуляционная гимнастика. Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционнойгимнастикой: *Благодаря своевременным занятиям артикуляционнойгимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети самимогут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста. *Дети со сложными нарушениями звукопроизношениясмогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматьсялогопед: их мышцы будут уже подготовлены. *Артикуляционная гимнастика очень полезна такжедетям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них«каша во рту». ! Надо помнить, что чёткое произношение звуковявляется основой при обучении письму на начальном этапе. Как правильнозаниматься артикуляционной гимнастикой? Сначала познакомьте ребёнка с основнымиположениями губ и языка. («Сказка о Веселом язычке»). На этом этапе малышдолжен повторять упражнения 2-3 раза. Затем повторяйте с ним все упражнения, выполняякаждое не менее 5-6 раз (для удобства изготовьте карточки с рисунками -символами упражнений, карточки помогут быстрее освоить все упражнения). Рекомендации к проведению упражнений: • Сначала упражнения надо выполнять медленно,перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того какмалыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнкунаводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где оннаходится (вверху или внизу)? • Затем темп упражнений можно увеличить ивыполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялисьточно и плавно, иначе занятия не имеют смысла. • Лучше заниматься 2 раза в день (утром ивечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка. • Занимаясь с детьми 3-4-летнего возраста,следите, чтобы они усвоили основные движения. • К детям 4-5 лет требования повышаются:движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний. • В 6-7-летнем возрасте дети выполняютупражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое времябез изменений. • Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит,слишком напряжён, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужноеположение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду.Возможно, понадобятся помощь врача и специальный массаж. Правильное произношение звуков наряду с богатымсловарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речьюявляется одним из основныхпоказателей готовности ребёнка к школьному обучению. 13 ноября 2011 в 21:53
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.