ГДОУ Центр развития ребенка - детский сад № 86

Логопедия.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯГИМНАСТИКА

Артикуляцион­наягимнастика — упражнения длятренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые дляправильного звукопроизношения.

Общеизвестно, что письмо формируется на основеустной речи, поэтому недостатки устной речи мо­гут привести к плохойуспеваемости в школе. Чтобы малыш научился произносить сложные звуки ([с], [сь], [з], [зь], [ц], [ш], [ж],[щ], [ч], [л], [ль], [р], [рь]), его губы и язык должны быть сильными игибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершатьмногократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможетнаучиться артикуляци­онная гимнастика.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционнойгимнастикой:

*Благодаря своевременным занятиям артикуляционнойгимнастикой и упражнениями по раз­витию речевого слуха некоторые дети самимогут научиться говорить чисто и правильно, без помо­щи специалиста.

*Дети со сложными нарушениями звукопроизношениясмогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматьсялогопед: их мышцы будут уже подготовлены.

*Артикуляционная гимнастика очень полезна такжедетям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них«каша во рту».

! Надо помнить, что чёткое произношение звуковявляется основой при обучении письму на началь­ном этапе.

Как правильнозаниматься артикуляционной гимнастикой?

Сначала познакомьте ребёнка с основнымиположениями губ и языка. («Сказка о Веселом язычке»). На этом этапе малышдолжен повторять упражнения 2-3 раза.

Затем повторяйте с ним все упражнения, выполняякаждое не менее 5-6 раз (для удобства изготовьте карточки с рисунками -символами упражнений, карточки помогут быстрее освоить все упражнения).

Рекомендации к проведению упражнений:

• Сначала упражнения надо выполнять медленно,перед зеркалом, так как ребёнку необходим зри­тельный контроль. После того какмалыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнкунаводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где оннаходится (ввер­ху или внизу)?

• Затем темп упражнений можно увеличить ивыполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялисьточно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

• Лучше заниматься 2 раза в день (утром ивечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возра­ста и усидчивости ребёнка.

• Занимаясь с детьми 3-4-летнего возраста,следите, чтобы они усвоили основные движения.

• К детям 4-5 лет требования повышаются:движения должны быть всё более чёткими и плавны­ми, без подёргиваний.

• В 6-7-летнем возрасте дети выполняютупражнения в быстром темпе и умеют удерживать поло­жение языка некоторое времябез изменений.

• Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит,слишком напряжён, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужноеположение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду.Возможно, понадобятся помощь врача и специальный массаж.

Правильное произношение звуков наряду с богатымсловарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речьюявляется одним из основныхпоказателей готовности ребёнка к школьному обучению.

13 ноября 2011 в 21:53

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.