ГДОУ Центр развития ребенка - детский сад № 86
Методическая разработка. «Развитие эколого - валелогической культуры по программе «Расти здоровым» у детей старшего дошкольного возраста».Баскакова Марина Григорьевна
Воспитатель высшей категории
Глава I. Теоретические основы формирования навыков здорового образа жизни детей дошкольного возраста. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ "Об образовании", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; а также Указами Президента России "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации", "Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации" и др. Современное состояние общества,высочайшие темпы его развития представляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Значение культа здоровья значительно возрастает.В.А.Сухомлинский писал: "Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье- это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы". (28., с.35) "Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам" — так гласит восточная мудрость. Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину. Чтобы жить в нашем мире, человек должен иметь контроль над собой: над своим телом, душой, умом. С сильным умом, в сильном теле можно добиться любых успехов, любых высот. Современный человек не имеет права считать себя образованным, не освоив культуры здоровья. Культура здоровья определяет,прежде всего, умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу. Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи,эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности. Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка. Каждое образовательное учреждение призвано выполнять свои образовательно-развивающие задачи, определять свою стратегию сохранения здоровья, выбирать инновационные технологии. Все это позволяет целенаправленно формировать культуру здоровья, основанную на осознании социальной ценности здоровья личности идее ответственного отношения каждого субъекта образовательного процесса к своему здоровью. Одним из главных условий успешности работы в этом направлении является грамотная организация здоровье сберегающего процесса в детском саду, обеспечение его управляемости.Управление целесообразно строить на основе выстраивания алгоритмов на всех уровнях: индивидуальном, групповом, на уровне ДОУ и образовательного социума, которые позволят своевременно разрабатывать систему мер, способных влиять на состояние здоровья ребенка в условиях ДОУ. Целостность педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении обеспечивается реализацией той или иной программы, определяющей новое представление о развитии ребенка, в том числе и физическом. Формирование здоровья ребенка в дошкольном учреждении, уровень его физической подготовленности, объем приобретаемых двигательных умений в значительной степени зависят от того, чем и как он занимается, т. е. оттого, какими программами пользуются его педагоги. Глава 2. Практическая часть. Реализацияпрограммы «Расти здоровым» в условиях ГДОУ. Перед нами стоит ответственная задача-воспитывать у детей потребность в здоровом образе жизни. Очень важно формировать у детей дошкольного возраста мотивов, понятий в необходимости сохранения здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни. Взяв за основы программы Г. Зайцева " Расти здоровым",программу" Безопасность" О. Князевой, Р. Стеркина и Н. Авдеевой и методику С.Николаевой" экологическое воспитание". Мы поставили перед собой следующие задачи: 1. Дать детям представление о здоровье, расширить представление
2. Воспитать у детей сознание, что человек -часть природы и общества. 3. Воспитание привычекздорового образа жизни, привитию стойких
4. Закаливание ребенка и его двигательнаяактивность. 5. Установлениегармонических отношений детей с живой и не живой
6. Формировать положительные качестваличности ребенка,
7. Предвидеть возможныеопасные для жизни последствия своих
8. Ознакомить с правилами поведения на улице,в быту. 9. Ознакомить детей с травмирующимиситуациями. 10. Формировать правильное поведение ребенка впроцессе выполнения
Выбрали пути их реализации: 1. "Человек и здоровье"- Расширять знания детей о себе,своем имени, фамилии, возрасте,телосложении, реакции на некоторые продукты питания; подвести ребенка к томучто организму человека нужны различные продукты. Особенно полезны сырыеовощи и фрукты. Выучить несколько видовназваний витаминов. И в каких продуктах они находятся. Рассказать для чего нужно сердце, почему оностучит, почему его надо беречь и укреплять,для чего нужны глаза, уши, нос, как мы двигаемся, рассказать детям чтоважнейшее значение для красоты и здоровьяимеет осанкой. Нужно следить за осанкой и заниматься физкультурой испортом. Ознакомить детей с органами дыхания. Рассказатьчто все живое дышит, для чего человеку нос , как общаемся с другими людьми, представлять в общих чертахразвитие человека. Бережно относиться к своему организму. Ответственноотноситься к внутриним органам, выполнять основные валеологические правила:-помоги своему сердцу работать всех мышц, занимайся физкультурой; -помоги своимлегким дышать свежим воздухом, не ленись ежедневно гулять, спать с открытой форточкой. -помоги работе своего желудка и кишечника,пережевывай тщательно пищу, -помоги своему мозгу мыслить, береги отушибов свою умную голову, совершайдобрые поступки. 2." Здоровью - Да" -Познакомить с разными видами закаливания, дыхательной, коррекционной гимнастикой. Напримерах литературных героевпоказать способы заботы о своем здоровье, организме. Беседовать о режиме активности и отдыха, об оздоровительной гимнастике,прогулке. Осознанно выполнять физические упражнения, понимание их значимостидля здоровья. Безопасность - это не просто усвоение знаний,а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Дети могут оказаться в непредсказуемыхситуациях дома, на улице, в лесу, поэтому задачей взрослых являетсястимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. Для этого есть свой путиреализации программы: 1." Внимание"- Проводятся беседы о поведение на улице во время прогулок: нельзя бросаться камнями, снежками,ходить около домов во время таяния снега( могут сорваться сосульки, пластыснега); нельзя дразнить животных, нужно остерегаться бездомных кошек и собак,не есть незнакомые ягоды, не лесть в водоемы. Учить ребенка предвидетьпоследствия своих действий на основе разных ситуации( если потерялся, встретился с незнакомым человеком)подходить только к милиционеру, военному или медику. Бережно относиться кприроде приходя туда на прогулку, помнить что это мы пришли в гости влес, соблюдать правила поведения в лесу( нешуметь, не пинать грибы, даже если они ядовитые, не мусорить, не брать из лесаежей, не оставлять не по тушеным костер и т. д.) 2."Опасность" - Беседовать о правилах личной безопасности в быту и в разныхжизненных ситуациях. Знать, что если загорелась квартира, нужно немедленно покинуть помещение и позвать напомощь, а не прятаться; нельзя игратьсо спичками и огнем; трогать газовые краны у плиты, включать электроприборы. Знать номера телефонов пожарной охраны -01: газ-04; милиция - 02 и скорая помощь - 03. Научить детей различать и понимать, что означают некоторыедорожные знаки. Научить детейправилам поведения на улице( где можно играть, где нельзя используя сказочныхгероев и персонажей). Знакомить детей справилами этического безопасногоповедения в городском транспортер Придумыватьразличные ситуации и находить их решение), например кому уступить место, привходе и выходе из транспорта, объяснить почему нельзя толкаться, играть.3." Чистюля" - Формироватькультуру быта человека, познакомить с основными правилами этикета, поведения,питания, общения за столом. Выполнять гигиенические процедуры, следить за чистотойтела. Опрятного внешнего вида. Быстро одеваться ираздеваться , складывать аккуратно вещи. Реализация нашей программыосуществляется через занятия, в совместной деятельности, через режимные моменты; игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельностьребенка. Используются следующие методические приемы: Рассказы и беседы; Заучивание стихотворений; Рассматривание иллюстраций, сюжетных,предметных картинок, плакатов; Сюжетно - ролевые игры; Дидактическиеигры; Подвижные игры; Пальчиковая, дыхательная и гимнастика для глаз; Самомассаж; Физкультминутки. Дошкольный возраст - Самый поддающийсявоздействиям период. В этом возрасте ребенок быстро обучается иусваивает. Поэтому наша задача сформировать основы культуры здоровьяи основы безопасности собственной жизнедеятельности и безопасностив окружающем ребенка мире.
2.2. Условия реализации, формы, средства идидактические приемы, используемые в программе Целью нашей системы оздоровлениястало создание таких условий, которые помогут каждому ребенку стать телесно ипсихически здоровым, многогранно способным, радостным и счастливым. Для реализации данной программы вдетском саду созданы следующие условия :физкультурный зал, физкультурныйуголок в групповой комнате. Пособия, которые стимулируют активные движения детей,способствуют закреплению двигательных умений, освоенных на занятиях физкультурой. Каждое пособие остается вуголке не более 5-7 дней, пока оно вызывает интерес у детейи правильно ими используется, а затем заменяется другим. Физкультурно - оздоровительная деятельность включает в себя: Создание системы двигательной активности втечение дня: утренняя гимнастика (ежедневно); физкультурные занятия (2 раза в неделю); музыкально — ритмические занятия (2 +2раза в неделю); прогулки с включением подвижных игр; пальчиковая гимнастика (ежедневно во времярежимных моментов) зрительная, дыхательная, корригирующаягимнастика на соответствующих занятиях) оздоровительная гимнастика после дневногосна (ежедневно); физкультминутки и паузы (на малоподвижныхзанятиях, ежедневно); эмоциональные разрядки, ходьба по массажнымковрикам, по мокрым дорожкам. спортивные досуги, развлечения,праздники . Дни здоровья - 1 разв месяц. Реализация программыосуществляется через занятия, в совместной деятельности педагога, черезрежимные моменты; игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельнуюдеятельность детей. Использую следующие методические приемы: рассказы и беседы воспитателя; заучивание стихотворений;моделирование различных ситуаций; рассматривание иллюстраций, сюжетных,предметных картинок, плакатов; сюжетно-ролевые игры; дидактические игры; игры-тренинги;игры-забавы; подвижные игры; психогимнастика; пальчиковая и дыхательная гимнастика; самомассаж; физкультминутки. Художественное слово, детская книга -важное средство воздействия на детей. Поэтому кроме бесед и рассматривания иллюстраций и картинок широко использую художественную литературу. Детскаякнига действует на детей идейностью своего содержания, художественной формой.Беседа после прочитанной книги углубляет ее воспитательное воздействие. Путем бесед устанавливается связь рассказа с опытом детей, делаются несложные обобщения.
Видное место занимают игры, кукольныйи пальчиковые театры, фланелеграф, прослушивание аудикассет. При проведении работы используюположительную оценку, похвалу, поощрение. Известно: похвала подстегивает, асердитое слово, наоборот, обижает. Учитываю и настроение детей: если они возбужденные,голос мой негромкий и спокойный, и наоборот, если дети грустные, веду разговоргромко и веселым голосом. Стараюсь заметить старание ребенка его личныедостижения, способность преодолеть страх и неуверенность. От меня зависит эмоциональный настрой назанятиях, поэтому стараюсь быть искренней, эмоционально открытой, артистичной. Идеальновыполнять предложенные детям упражнения, осуществлять творческийподход к детям . Особое место уделяю работе с родителями.Семья играет важную роль, она совместно с ДОУ является основной социальнойструктурой, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья детей. Известно, что ниодна даже самая лучшая программа и методика не могут гарантировать полноценногорезультата, если ее задачи не решаются совместно с семьей, если не создано детско-взрослое сообщество (дети — родители - педагоги), для которого характерно содействие друг другу, учетвозможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей. Я хочу коротко рассказать именно освоей работе, в своей группе по воспитанию у детей здорового образа жизни. Первое, что ясделала, это побеседовала с родителями каждого ребенка. Выяснила, в каких условияхживет малыш. В утреннюю гимнастику я включаю специальные дыхательные упражнения,упражнения для глаз, элементарный самомассаж. Все это происходит в игровой форме, вблагоприятной эмоциональной атмосфере. Если ребенок отказывается делать утреннюю гимнастику, я его не принуждаю.Предлагаю посидеть на стульчике и посмотреть надругих детишек. Как показывает опыт, ребенок, глядя на других детей, тоже включается вэтот процесс. Вообще, главной задачей для создания условий работы по ЗОЖ я считаюэмоциональный настрой малыша, саму атмосферу, в какую он попадет,приходя из дома. Поэтому утром я часто планирую, игры и занятия, которые приносят детям радость. В процессе воспитательскойдеятельности я стараюсь так строить свою работу, чтобы детимного двигались. Недаром древнегреческие мудрецы говорили: "Хочешь быть здоровым бегай! ". Мероприятия по формированию основ ЗОЖ у детейдошкольного возраста в течение дня: правильно составленный режим дают своирезультаты дети спокойны, активны, отсутствует плач, возбуждение, дети не отказываютсяот еды, они спокойно и быстро засыпают, крепкоспят и просыпаются бодрыми. Находясь в помещении и на воздухе всоответствующей одежде, обширное умывание прохладной водой , сон при открытойфорточке- всё это моменты закаливания, которые я использую в работе. Для обеспечения высокогооздоровительного эффекта на прогулке стараюсь: - не допускать сокращения времени пребывания на открытомвоздухе - обеспечить достаточно высокую двигательную активность вовремя прогулки при
Эффективным средством укрепленияздоровья, снижения заболеваемости является закаливание. Дети дошкольного возраста должны знать:
«Здоровье человека» знать элементарное анатомическое строение и функций частей тела,органов и систем организма человека. Уметь отличать здорового человека от больного; молодого и старого повнешним признакам. Проявлять чуткость к старым и больным людям, желание им помочь.
"Здоровье и обшество» понимать пользу всех видов работ дляздоровья взрослых и детей, помогать старшим, жалеть их; принимать участие в повседневной работе взрослых (в семье, детсаду),вместе с ними создавать условия для существования; не волновать родителей, воспитателей и других людей своим отрицательнымповедением; соблюдать правила этическогоповедения при общении со взрослыми, детьми разного пола, уважать их; помогать медицинской сестре впрофилактической работе.
«Здоровье ребенка» иметь элементарное представление освоем рождение; сознавать роль отца, матери, семьи. Знать строение своего тела, мальчикаи девочки, чем отличаются; Понимать важность режима дня;питания; овладение культурно- гигиеническими навыками; приемами закаливания,выполнение гимнастики для укрепления здоровья; пользоваться правиламибезопасности во время прогулки; переходе дорог и т.д. Знать об отрицательном влияниивредных привычек на здоровье;
«Здоровье в природе» понимать взаимозависимость человека(ребенка) и природы, использовать знания на практике(с целью оздоровления) выполнять правила поведения наприроде; отличать полезные растения от вредных.
Заключение. В результате проделанной работы по программе«Расти здоровым» мною были получены следующие результаты: - удетей сформировался двигательный опыт, дети освоили подражательные
- снизиласьзаболеваемость детей ОРВИ, гриппа, иверхних дыхательных путей,
- итоговое обследование детей педиатрами показало, что привыпуске детей из детского
- дети не имеют отклонений от нормального,соответствующего возрасту, уровню
- благодаря проводимой работе по ознакомлению с полезной ивредной едой с
- в группе повысился коэффициент эмоционального благополучия, отмечается
Таким образом,результаты показали, что целенаправленное формирование здорового образа жизни в процессефизкультурно-оздоровительной деятельности детей 3-7 лет обеспечивает не только физическое, но иполноценное психическое саморазвитие ребенка, воздействуя на его эмоционально -волевую сферу. Практическаязначимость «Расти здоровым» заключается в том, что предложенные пути физическогооздоровления детей дошкольного возраста являются эффективными и позволяютсущественным образом повысить уровень физического здоровья.
7 ноября 2011 в 15:57
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.